Эдуард Алексеев

персональный сайт

Eduard Alekseyev

personal website

eduard@alekseyev.org


≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

                                    ≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈

≈     Творческие связи     ≈



Книги



ЯКУТСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСНИ:  СТАНОВЛЕНИЕ ЛАДА

Электронная версия книги "Проблемы формирования лада
(на материале якутской народной песни)" – М., 1976

Предуведомление
к интернет-публикации

Проблемы формирования лада (на материале якутской народной песни)

текст книги



РАННЕФОЛЬКЛОРНОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ:
ЗВУКОВЫСОТНЫЙ АСПЕКТ

(версия 2008 года)

Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект

Три строчки перед вторым изданием

«сокращать книги – удлинять жизнь читателя»
не удержался – кое-что добавил
утешаюсь – сокращений больше

текст книги


ФОЛЬКЛОРИСТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ
Теория и практика

Электронная версия книги
«Нотная запись народной музыки:
Теория и практика» – М., 1990


...Со времени выхода «Нотной записи народной музыки» (теперь она, как и было задумано, называется «Фольклористическая нотация») прошло больше двадцати лет.  На дворе иное тысячелетие.  Техническая база музыковедческой деятельности кардинально обновилась.  Тем не менее, книга не кажется мне безнадёжно устаревшей.  Хотя бы потому, что является попыткой подвести некоторые итоги нотировочной деятельности исследователей народных музыкальных культур в ушедшем веке.

Нотная запись народной музыки

   ...It has been more than 20 years since the publication of Notated Transcriptions of Folk Music (now called, as was originally intended, Folkloristic Notations).  It is a new millennium.  The technological base of musicological activity has radically changed.  Nevertheless, to me the book does not seem hopelessly obsolete.  If only because it is an attempt to summarize some of the transcriptions of researchers of the musical cultures in the previous century.

текст книги


Об авторе


Биографическая справка

Biography

Short biography

Библиография — Bibliography













    From the Introduction
    to Festschrift
    for Eduard Alekseyev

    by Robin Harris

Робин ХАРРИС

 


Professor Alekseyev’s mentoring has deeply impacted my life.  In addition to the joy that such a friendship brings, working with him on various aspects of my dissertation project greatly enriched my understanding of the Soviet historical context, of Sakha music, and of the epic song and storytelling genre of olonkho in particular.  Most importantly, I have been inspired in my own work by his character qualities of humility (he avoids opportunities for self-promotion), scholarly inquisitiveness (like his love for musical “field experiments”), and loyalty (his life is currently dedicated to “giving back” to those who worked with him and provided field materials).  He has modeled for me a generous, kind, and unpretentious life of scholarship.

This Special issue of GIAL Electronic Notes Series celebrates the 75th anniversary of Eduard Alekseyev’s birth and highlights his contribution to ethnomusicology scholarship in general, and his scholarly work connected to the Sakha epic music and story-telling tradition of olonkho in particular.  The articles featured in this issue have been written by just a few of his many friends and colleagues, but all of them are connected in some way to his Collection of field recordings which are housed in the Archive of World Music at Harvard’s Loeb Music Library.

далее


Т.Чередниченко
Новое время, №23, 1995, с. 34-35

Татьяна Чередниченко

Парадокс Алексеева

Я почти не надеюсь, что из списка соискателей Государственной премии России в области литературы и искусства высокая комиссия выберет Эдуарда Ефимовича Алексеева...

     ...Он — "билингва", одинаково правильно ведущий себя и в горизонте глубинных народных традиций, и в современной цивилизации;  он соединяет в себе культурные времена...

далее


О трудах


Музыка России, вып. 2. М., 1978, с. 472–476.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛАДА
(на материале якутской народной песни).

М., «Музыка», 1976. Тираж 2100 экз.


Валерий Ерохин

Валерий Ерохин

Название книги Э. Алексеева отражает её интердисциплинарный характер:  это одновременно и музыкально-теоретическое, и этномузыковедческое исследование.  Опираясь на собственные полевые записи, сделанные в различных районах Якутии, а также на материалы, собранные и опубликованные другими фольклористами, автор избирает во многом новый подход к изучению объективных закономерностей, определяющих глубинные исторические процессы зарождения и развития ладовых систем, присущих одноголосным напевам устной традиции...

далее


Т.Чередниченко
Советская музыка, 1987, № 3, с. 96-99.

Э.Е. Алексеев.  Раннефольклорное интонирование.
Звуковысотный аспект.
— М., «Советский композитор», 1986, 240 с. Тир. 2555 экз.

Т.Чередниченко

Генезис интонации:  новый подход


...Фольклористика способна «застать» музыкальную интонацию на стадии возникновения и тем самым задать музыковедению масштабную историческую перспективу для определения этой основополагающей категории.  Вот почему значительной представляется работа, посвящённая раннефольклорному интонированию, тем более что она содержит не просто описание его образцов, но их историко-логическую систематику, а следовательно — фундамент для объяснения генетического фундамента интонации...

далее

М.Кондратьев
Советская музыка, 1987, № 3, с. 99-104.

М.Кондратьев

«Если история есть развитие...»

...Познавательная ценность концепции несомненна.  Она наилучшим образом раскрывается сравнением (позволим себе аналогию) с неевклидовой геометрией, построенной на системе аксиом (вовсе не очевидных) и давшей науке приращение знания...

...Понятие исторической эволюции в теории лада (звуковых систем) существовало и раньше.  Алексеев вводит в неё долгожданные моменты диалектики.  Многие скептически отрицают прямолинейный эволюционизм, но никто не решился, а скорее — не накопил материала, чтобы по-новому связать разрозненные явления в единую картину.  Эту смелую попытку предпринял Эдуард Алексеев.  Думается, что общий итог его исследования заключается в раздвижении границ представляемого нами космоса музыки.  Книга стимулирует воображение, будит мысль.  Не в этом ли её подлинная — не высказанная, но реализованная — конечная цель?

далее

Раннефольклорное интонирование: звуковысотный аспект
Beiträge zur Misikwissenschaft XXX/3 (1988), Ss. 222–224.

Eduard Alekseyev.  Rannefolklornoe intonirovanie:  Zvukovysotnyj aspekt
(Die lntonation der frühen Folklore:  Der Tonhöhenaspekt).
— Sowietskij Kompozitor, Moskwa 1986, 240 S., 101 Notenbeispiele, mehrere Grafiken,
Zusammenfassungen in Englisch, Französisch und Deutsch.






JürgenElsner

...Alekseyev widmet sich speziell der „vortonalen" Epoche, die nicht nur schwierige Probleme, sondern zugleich auch neue Lösungen für alte Fragen anbietet.  Ohne ihre Berücksichtigung ist eine weitere Entwicklung der Musikwissenschaft kaum denkbar, und mehr als alle anderen Musikwissenschaftler verspüren gerade die Musikethnologen die historische und theoretische Beschränkung der älteren Musikwissenschaft, die Bedingtheit ihrer Konzeptionen, Vorstellungen und Methoden...

fortsetzung

In:  Eduard Alekseyev.  Folklore in the Context of Modern Culture
— Moscow, 1988, p. 228-237

Valery Yerokhin

By Way of a Précis

Folklore in the Context of Modern Culture

Things Look Promising

(A Folklorist Facing Folklore)

A receding phenomenon. — ? — But by no means a moribund one.  Moreover, in a sense it's coming back. — Paradoxical though it may seem, folklore can be expected to hold a key position in culture.  Far be it from us to assert folklore to be thriving, but we cannot help feeling that the spiritual forces inherent in folklore are still able to realize their full potential as things go nowadays…

more

1990 YEARBOOK FOR TRADITIONAL MUSIC, pp. 141-143
Alekseev, Eduard.  Folklor v kontekste sovremennoj kultury.
Moscow: Sovetskij Kompozitor 1988. 237 pp., 52 photographs.



Eduard Alekseev’s book, "Folklore in the Context of Contemporary Culture", is an extremely interesting document of the changes occuring in Soviet scholarship.  It concerns not only the situation of Soviet ethnomusicologists, but more generally it depicts the contemporary changes in the consciousness of Soviet scholars and Soviet society.  Even for scholars who visit the Soviet Union relatively frequently, this book opens new horizons and reveals the necessity of re-examining the standard judgements and views elaborated and held by foreigners...

Чекановская

Anna Czekanowska

more

Нотная запись народной музыки
Yahrbuch für Volksliedforsghung, XXXVIII (1993), Ss. 237-238.

Ulrich Morgenstern

Notnaja zapis' narodnoj muzyki.  Teorija i praktika.

Notenaufzeichnung von Volksmusik.  Theorie und Praxis.

fortsetzung




статьи, доклады, фрагменты из книг


Доклад на VII Международном конгрессе
антропологических и этнографических наук
— Москва, август 1964 г.

НОВОЕ В ТРАДИЦИОННЫХ СТИЛЯХ
ЯКУТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
«ДЬИЭРЭТИИ ЫРЫА» И «ДЭГЭРЭН ЫРЫА»

Доклад на Конгрессе

...Стиль дьиэрэтии ырыа является преимущественно эпическим по содержанию и импровизационным по форме.  Он концентрирует в себе наиболее характерные черты якутской национальной манеры пения.  Песням этого стиля свойственны обилие кылыhахов — специфических гортанных призвуков, создающих иллюзию «двухголосия», структурная и ритмическая свобода, большое ладовое своеобразие. <...> Песенный стиль дэгэрэн ырыа лежит в основе большинства бытовых и лирических жанров якутского музыкального фольклора, а также танцевальных напевов.  По сравнению со стилем дьиэрэтии песни дэгэрэн отличаются большей напевностью, большей ладовой и ритмической определённостью...

далее

Советская Музыка, 1967, № 5, стр.97-105.

Есть ли у якутов многоголосие?

фото В.Йохельсона, 1902

Этот вопрос по существу не имеет истории.  Если он кем-либо и ставился, то, по всей вероятности, заранее решался отрицательно.  Во всей обширной литературе о якутах мне встретились лишь два высказывания на эту тему:  одно из них может служить лишь косвенным свидетельством в пользу многоголосия, второе осторожно намекает на его существование...

далее


Нохсоров
Газета «Кыым», 28 мая 1967 г. (на якут.яз.)






Вдохновенный певец новой жизни

В этом году исполнилось 60 лет со дня рождения
выдающегося якутского народного певца,
Заслуженного артиста Якутской АССР
Устина Гаврильевича НОХСОРОВА

далее


Оперные либретто.  Краткое изложение содержания опер.
Том I.  Русская опера и опера народов СССР.
– М., "Музыка", 1970, с. 568–585.)
Afisha

Якутская опера


Оперное искусство Якутии очень молодо, его история насчитывает немногим более двух десятилетий.  Первые якутские оперы, так же как и национальный балет, появились лишь в послевоенные годы.  Но органические истоки якутской оперы были издавна заключены в традиционном народном искусстве, прежде всего в героическом эпосе олонхо...

За двадцать лет в Якутии созданы пять национальных опер.  Четыре из них увидели свет рампы на сцене Якутского музыкально-драматического театра им. П.А. Ойунского.  Это — «Нюргун Боотур» М.Жиркова и Г.Литинского, «Лоокут и Нюргусун» Г.Григоряна, «Песнь о Манчары» Э.Алексеева и Г.Комракова и «Красный шаман» Г.Литинского.

далее

Грант Григорян:  Воспоминания, Очерки. Статьи.
— М., «Сов. композитор», 1971, стр. 91-99.
Перед войной

Григорян и якутская музыка

Это замечательно, что они нашли друг друга — Якутия и Григорян.  Республика обрела своего певца, художника, чьи человеческие качества и самый склад дарования как нельзя лучше отвечали требованиям времени, нелёгкого времени профессионализации национальной музыкальной культуры, оставшейся после смерти Марка Николаевича Жиркова без своего инициатора и руководителя.  Грант Григорян же нашёл для себя дело жизни, перед ним открылся свежий, почти нетронутый пласт, огромная, практически неисчерпаемая сфера приложения нерастраченных творческих сил.

далее

Советская музыка, 1973, № 1, с. 59–69.

Э.Алексеев, В.Волохов, Г.Головинский, Г.Зараковский

trio

НА ПУТЯХ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ВКУСОВ

ОТ РЕДАКЦИИ.  Публикуемая ниже статья — плод совместных усилий музыковедов (Э.Алексеев и Г.Головинский знакомы читателям журнала) и психологов.  Георгий Михайлович Зараковский и Владимир Фёдорович Волохов — научные сотрудники факультета психологии МГУ имени Ломоносова.  Частично данные описываемого исследования были изложены в докладе Э.Алексеева и Г.Головинского «К вопросу о социально-психологической обусловленности музыкальных вкусов» на Международном симпозиуме «Новые типы музыкального поведения молодёжи в индустриальном обществе», проходившем в сентябре прошлого года в Вене.

Говоря о своей работе, авторы заметили, что она является «пробной», «пилотажной», небольшим экспериментальным исследованием, цель которого — сформулировать рабочие гипотезы и провести предварительную обработку методики.  С таким скромным определением жанра и научной масштабности статьи нельзя не согласиться…

далее

Из книги "Фольклор в контексте современной культуры".
— Москва, Советский композитор, 1988.

Звенят, звенят канклес
Skamba, skamba, кankliai

Skamba, skamba, кankliai

...Я шагаю, улыбаюсь и знаю, с чего начну разговор со студентами.  Я расскажу им о прогулке по Вильняле, о влюбленных и рыбаках, о собачке, не желающей пить из банки, о цветущих поверх бетонной решетки одуванчиках.  А потом, после всего, что надлежит сказать о фольклоре и современности, вернусь к увиденному этим утром.  И пусть это прозвучит маленьким гимном неистребимому и животворному в природе, в людях и в том, что ими совместно создано.

далее

Фольклор в контексте современной культуры
— М., Советский композитор, 1988, с. 143-147.

Об одной досадной закономерности

Фольклор в контексте современной культуры


Конституциональные признаки фольклорной культуры, её принципы и наиболее характерные формы проявления входят в противоречие со всеми способами внешней фиксации, вследствие чего всякий фольклористический документ, являясь письменным (технически зафиксированным) свидетельством бесписьменной (нефиксированной) коммуникативно-художественной практики, требует специальной исследовательской интерпретации.

далее


В кн.:  Духовная культура села. Традиции и современность.
– Москва, 1988, с. 128-142.

ТРУД И ПЕСНЯ
(Заметки фольклориста)


Труд и песня

...Конечно, сегодня не скажешь, что песня смолкает.  Ещё никогда она не была столь громогласной.  Могучие радиоэлектронные крылья позволяют ей, обняв Землю, устремиться в космос.  Но не о такой песне речь.  Не о песне, которую поют за человека и от его имени.  Поют те, кто этому специально обучен.  Поют, изредка предлагая остальным подтягивать, но чаще оставляя им роль потрясаемых слушателей.  Речь идет о песне каждого из нас, которую за нас никто не споёт.  О песне, которую каждый поёт сам — один или с себе подобными.  Ибо только в такой песне в полной мере проявляется его человеческая суть.

По природе своей люди принадлежат к поющему виду.  Непоющие особи — исключение, или, если их много — представители другого вида.  Без песни человек теряет себя.  И человек, и народ.

далее


Фрагмент из книги «Нотная запись народной музыки: теория и практика».
— М., «Советский композитор», 1990, с. 4-14.

Фольклористическая нотация:
этапы, состояние, перспективы




Нотная запись народной музыки

К нашим дням, к последним десятилетиям XX века опыт нотирования народной музыки накоплен, казалось бы, немалый.  Изданы и продолжают издаваться многочисленные сборники самого разного назначения и качества.  Ещё больше нотных материалов покоится в рукописях.  Аккумулирован огромный труд целой армии нотировщиков, воодушевлённых благородным стремлением — сберечь и ввести в общекультурный оборот лучшие образцы устно-коллективного музыкального сознания.  Однако решить, в какой степени это стремление реализовывалось, не просто.  Схватывают ли существующие приёмы нотирования коренные свойства устного музыкального высказывания, имеет ли фольклористическая нотация свою неповторимую специфику и если имеет, то в чём эта специфика заключается, — вопросы эти не только не разрешены, но ещё как следует и не поставлены.

далее

Варган
В кн.:  Варган (хомус) и его музыка.
— Якутск, 1991, с. 6-14.



ВАРГАН: 
нераскрытые исследовательские перспективы...

Не будучи инструментоведом, не владея техникой игры на варгане, я берусь, тем не менее, поделиться некоторыми соображениями на нашей необычной конференции, замысел которой, если я правильно помню, родился в наших беседах с моим знаменитым однофамильцем Иваном Егоровичем Алексеевым.  Конференция эта, действительно, не вполне обычна.  Я не припомню, чтобы когда-нибудь по поводу столь маленького и внешне столь неприметного народного инструмента собиралось столь представительное научное собрание...

далее


Варганы
Переработанный и дополненный текст выступления
на II Международном конгрессе по варгановедению
— Якутск, 19-25 июня 1991 года.


Варган играющий, поющий, говорящий

"Прочёл твой доклад.  Это совершенно новый взгляд на природу музыки хомуса.  Я ещё не встречал такого глубокого анализа.  Поздравляю.  Раньше всё были констатации.  А здесь, при трёхуровневом толковании, наконец, получилось объемлющее исследование.  Скажу как хомусист:  эта работа пионерская в мировом варгановедении..."

Уйбаан Хомус (Иван Алексеев)

Якутск, 3 января 2010 года.

далее


В кн.  Место и функция национальных художественных традиций
в современном искусстве.
По материалам советско-китайской научной конференции
(Пекин, 1-4 сентября 1989 г.)
– Москва, 1991, стр.73-82.

УСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
И СОВРЕМЕННЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС

УСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

… разумная и инициативная политика должна поддерживать устно-письменного равновесие в культуре, избегать стимулирования какой-либо одной её стороны в ущерб другой.  Обычно терпящей ущерб стороной всегда был фольклор.  Однако теперь становится всё более очевидной его невосполнимая роль и как самостоятельного культурного явления, и как прочной опоры для строительства профессионально-письменной музыки.  И как ничем не заменимой составляющей единого и динамичного двуязычно-целостного потока современной художественной жизни.


далее


Выступление на семинаре «Процессуальность в музыке устной традиции»

— Репино, 13-18 мая 1997 г.

ПРОЦЕССУАЛЬНОСТЬ В МУЗЫКЕ УСТНОЙ ТРАДИЦИИ

(Введение в проблематику семинара)

...В каждом художественном явлении моменты динамические, живые, изменяющиеся и приспосабливающиеся к смене условий, сочетаются с моментами постоянными, неизменными.  Если пропорция между ними, между "живым" и "мёртвым", нарушается, процесс будет остановлен на время или навсегда.  Культура умрёт и на смену ей придут другие.  Зная законы и правила функционирования подчёркнуто процессуальных звуковых структур, можно пытаться возродить, ревитализировать "полуживые", заархивированные культуры...

далее

Межнациональное взаимодействие
В кн.:  Сохранение и возрождение фольклорных традиций.
Сборник научных трудов
Гос. республ. центра русского фольклора, выпуск 6.
Русский фольклор в инокультурном окружении.
М., 1995, с. 51-69, 163-167.


О МЕЖНАЦИОНАЛЬНОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ
В МУЗЫКАЛЬНОМ ФОЛЬКЛОРЕ

…Но и далекие песенные культуры могут с интересом вслушиваться друг в друга, поражая порой неожиданным схождениями напевов, произрастающих на совершенно разнящихся интонационных почвах.  Схождения эти свидетельствуют о плодотворности мелодических связей не только в корнях, у истоков песенных культур, но и в их широко раскинувшихся «кронах», у вершин национального музыкального творчества.

далее


В кн.:  Якутский героический эпос "Могучий Эр Соготох".
Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока, т. 10.
— Новосибирск: Наука, 1996, с. 42-72.

О музыкальном воплощении олонхо

Якутский героический эпос

Комплексный музыкально-филологический замысел серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" с самого начала нацеливал на преодоление известной замкнутости нотно-музыковедческого подхода, вынуждающего даже хорошо подготовленных музыкантов с трудом разбираться в весьма условных нотировках музыки народов Сибири, далёкой от европейских норм.  Этой закрытости музыковедческого анализа хотелось избежать при описании своеобразной музыкальной системы якутского олонхо.

далее

В.Успенский, В.Беляев.  Туркменская музыка.
— Алматы, 2003, с. 18–30.

О двух томах «Туркменской музыки»
и её авторах

Обложка Алматы-2003

Перед Вами книга необычной судьбы.  Она написана в конце 20-х годов прошлого века, однако в полном виде ещё не была опубликована.  Выпущенный дважды её первый том стал ныне библиографической редкостью, а второй её том ждал более 70 лет своего появления на свет.  Первое полное издание этого уникального труда стало возможным благодаря совместным усилиям четырёх центрально-азиатских Фондов Сороса: Института Открытое Общество — Узбекистан, Института Открытое Общество — Таджикистан, Фонда Сорос — Казахстан и Фонда Сорос — Кыргызстан…

Годы, прошедшие с момента создания двухтомника, только усилили его культурное и научное значение.  С приобретением независимости у народов нашего региона пробудился глубокий интерес к своим национальным истокам, в том числе и своему культурному наследию.  Кроме того, в современном этномузыкознании всё шире и шире применяется метод сравнительного изучения традиционных музыкальных культур соседних по территории и родственных по происхождению народов.  Надеемся, что настоящим полным изданием "Туркменской музыки" В.А. Успенского и В.М. Беляева ранее малоизвестные и совершенно неизвестные её бесценные материалы будут весьма полезны для широкого круга специалистов в области культуры и найдут своё достойное применение в исследованиях, посвящённых традиционной музыке не только народов Центральной Азии, но и многих других народов Востока.

Шахым Гуллыев

далее

Миф, символ, ритуал: народы Сибири
В кн.:  Миф, символ, ритуал.  Народы Сибири.
М.: РГГУ, 2008, с. 95–107.

Пение при культурно-специфичных психических расстройствах у народов сибирского Севера

Singing during culturally specific mental disorders of the people’s of the Siberian North

В статье речь идёт об особых нервных расстройствах, которые проявляются пением.  Избранный ракурс — не культурологический и тем более не психиатрический, а этномузыковедческий.  Распространённые в северных культурах неординарные психические отклонения и болезненные состояния рассматриваются в той мере, в какой они соприкасаются с музыкой.

далее


В кн.:  Мистецтвознавчi пошуки:  Сбiрник наукових статей та есе,
присвячений ювiлею Нiни Олександрiвни Герасимовоï-Персидськоï.
— Киïв, 2008, с. 64-68.

К построению типологии музыкального эпоса
Toward construction of typology of the musical epos

К построению типологии музыкального эпоса

This article attempts to offer the methodological procedure which open a prospect of actually musical typology of the epos. In the beginning, the most general principles of the organization of a musical texture of the epos come to light, and then, using technique of combinatorics, the field of expressive opportunities is covered. As a result, three principles of musical registration of an epic narration, depending on are differentiated at what level — a syllable, a verse or more protensive composite unit — is a registration occurs.

Типология музыкального эпоса (а иного, немузыкального эпоса в народном искусстве, как выясняется, и не существует) представляет собой сложную и остро дискуссионную проблему.  Здесь с самого начала следует допустить возможность различных подходов.  Мне хочется предложить некоторую методологическую процедуру, открывающую, как представляется, перспективу собственно музыкальной типологии эпоса.

далее



В кн.:  Музыка. Исполнительство. Образование.
Межвуз. сб. тр., Вып. 4. / Высшая школа музыки РС(Я)
— Якутск:  Издательский дом СВФУ, 2013., с. 162-179.

Этномузыковедческий эксперимент:
на пути проб и ошибок

Этномузыковедческий эксперимент: на пути проб и ошибок

Я хочу рассказывать об опыте собирания народной музыки, который был приобретён в разных культурах за 30 с лишним лет собирательской работы.  Музыкальные эксперименты, удачные и не очень, занимали при этом значительное место.  Хочу показать некоторые результаты.  Хочется высказать и общие соображения о значении экспериментального начала в работе собирателя, о некоторых психологических и этических нюансах общения с носителями  фольклора в экспедициях, о работе с самыми выдающимися из них в студиях, о возможностях, которые открывают новые технические средства записи и обработки звука, о видеосъёмках.

далее




публицистика


Вестник АПН "Культура и искусство", 10 января 1968 г.
Зверев

СЛЕДЫ ЗАБЫТОЙ ПЕСНИ

О якутском народном певце Сергее Звереве
и его «нотных» знаках


Разъезжая по Якутии в поисках народных песен, я слышал немало историй.  И правдивых, и вымышленных.  И таких, что не сразу разберёшь, где в них правда, а где вымысел.  Слушаешь порой хорошего рассказчика и начинаешь верить всему, что ни расскажет.  Позже вспоминаешь с улыбкой — удивляешься своей доверчивости.  Но случается и так, что вначале не поверишь, значения не придашь, а потом жалеешь об этом…

далее

Cоветская музыка, 1986, № 5, с. 74-77.

Фольклор в городе

Диалог с воображаемым собеседником


ОТ РЕДАКЦИИ.   В новогоднюю ночь в Москве, в районе Старого и Нового Арбата по инициативе еженедельника "Московские новости" и журнала "Собеседник" и при содействие Союза композиторов СССР был проведён широкомасштабный эксперимент "Фольклор в городе".  В распоряжение многочисленных фольклорных групп Москвы и области, ансаблей народных музыкантов из Смоленской, Белгородской и Ростовской областей были отданы улицы и переулки.  Праздник проводился совместно с телевидением, наиболее интересные моменты фиксировались и показывались на огромном красочном экране "Элин", установленном на проспекте Калинина.  Предлагаемая статья — отклик-размышление фольклориста по поводу состоявшегося праздника.

далее

Советская музыка, 1987, № 8, с. 60-64.

Разговор в пустыне Гоби

Путевые заметки фольклориста

Разговор в пустыне Гоби

— ...Вашего брата гуманитария вряд ли к таким системам подпустят.

— Говорят тебе, будет специальное международное соглашение.  ЮНЕСКО объявит Год фольклора.  Выделят средства, разные организации денег подкинут.  А там, глядишь, и военные подключатся.  В приказном порядке.  Культуру ведь, родную, кровную, охранить надо.  Не будет культуры, что охранять останется?  Все друг на друга станем похожи, технари несчастные.  Чем отличаться-то будем, если песен своих не останется?...

далее


Яйцо птеродактиля

Занятная история

В одном маленьком городе был музей, и там среди других экспонатов хранилось под стеклом яйцо птеродактиля.  Все яйцу удивлялись, потому что таких головокружительно древних яиц во всём мире было известно всего несколько экземпляров.  Многим хотелось его потрогать, а художники, глядя на яйцо, рисовали птеродактилей — больших, страшных, летающих...

далее

В кн.:  Фольклор в современном мире:  аспекты и пути исследования.
— М.: Наука, 1991, с. 148-151.

О современном типе этномузыковеда

Теперь остро ощущается, что мы продолжаем дилетантствовать в подготовке музыковедов-фольклористов.  Ушла целая когорта прекрасных знатоков своего дела и замечательных педагогов.  Не все они, к сожалению, оставили учеников со столь же высокими нравственными и профессиональными качествами...

далее

Из кн.:  Воспоминания о Фарите Камаеве: сборник статей, посвящённый памяти учёного,
исследователя-фольклориста, педагога.
— Уфа, 2002. С. 25-37.

  У НЕГО БЫЛО ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ


Обложка сборника Камаева

Давно и не мной понято, что обучение (и научное руководство тоже) — процесс двусторонний.  Заранее не скажешь, кто окажется полезнее — шеф подшефному, или наоборот.  Если тебе не свойственно излишнее самомнение, а за советом приходит человек незаурядный и, к тому же, с проблемами, решить которые совсем не просто, обоюдная польза весьма вероятна, хотя успех, конечно же, не гарантирован...

далее


Обложка Алматы-2003





Что хочу прибавить

О двухтомнике туркменских песен

Радуюсь и огорчаюсь.  Радуюсь — почти 70-летние перипетии остались позади.  Огорчаюсь, что сам до финиша сошёл с дистанции долгого марафона...

далее


br/>
Вестник Академии духовности Республики Саха (Якутия), 1997, №1(3), стр.26-27.

Заметки на полях сонетов

Вестник Академии духовности Республики Саха (Якутия), 1997, №1(3)

Двадцать семь сонетов Николая Кожевникова, опубликованные недавно газетой "Өлуөнэ сарсыардата" с напутственным предисловием Семена Руфова, — рубеж в жизни не только мало публиковавшегося поэта.  Они — и ступень вызревания нашего общества.  Это всего лишь меньшая половина готовящегося к выходу в Москве собрания сонетов нашего земляка, пока больше известного в республике как неординарно мыслящий учёный и философ.  В этом неожиданном для многих поэтическом дебюте автора Концепции относительных равновесий есть остро ощутимая сейчас потребность соединить научный и духовный поиски.

далее



Музыка новых номадов
Предисловие к кн.:  Теодор Левин, при участии Валентины Сузукей.
МУЗЫКА НОВЫХ НОМАДОВ: Горловое пение в Туве и за её пределами.
Пер. с анг. Ильи Куна.  М.: Классика-XXI, 2012. С. 5-6.





       ТЕОДОР ЛЕВИН
       И ТУВИНСКОЕ ГОРЛОВОЕ
       ПЕНИЕ

В истории музыки найдётся немного явлений, имевших столь ошеломляющий и повсеместный успех.  Разве что североамериканский джаз или итальянское бельканто.  Негромкое, хрипловатое пение тувинских горловиков — едва не самая резонансная сенсация современной world music.  И у этой сенсации есть крёстный отец — Тед Левин, американский музыковед и продюсер, стоящий у истоков взрывоподобной славы тувинского горлового пения на Западе.

далее

Из семейных легенд


Как дед Матвей стихи cтал писать

Матвей Исаевич Ицкович (1877-1947)



В войну моего деда Мордохая, более известного в родне как дед Матвей, казначея еврейской погребальной общины на Салтыковском кладбище в Москве, вывезли в Якутск.  Из голода в холод...

далее


Наследники поэта.  Kinderszenen

Наследники поэта. Kinderszenen

Сочинительские наклонности правнуков деда Матвея обнаружились рано.  Первый номер еженедельных "Семейных новостей" вышел 11 марта 1992 года.  Число воклицательных знаков в "Новостях" соответсвовало энтузиазму редакционного коллектива...

далее


Как дед Егор Сталину подарок дарил

Брошь, подаренная маме Асе

Незадолго до своей смерти отец по моему настоянию нарисовал два генеалогических древа.  Своё и мамино.  Мамино основывалось на наличествующих документах (а они, как известно, имеют обыкновение гореть в войнах и революциях).  Свою же линию отец без труда просматривал сквозь века.  В поведанной мне якутской генеалогии сменялись четырнадцать поколений.  Одиннадцать реальных.  А перед тем ещё три, мифологических...

далее


Воспоминания



Как полтора еврея по Шёнбрунну гуляли

Как полтора еврея по Шёнбрунну гуляли

...Мы с Гришей Головинским в который уже раз сидим на диване перед кабинетом Тихона Хренникова и ждём решения судьбы.  MEDIACULT прислал нам приглашение в Вену на симпозиум "Новые типы музыкального поведения молодежи в индустриальном обществе".  Похоже, стране (СССР) – и нам с нею – в индустриальное общество рано...

далее


Вихри враждебные веют над вами...

Вихри враждебные веют над вами...

Варшавский перрон неосвещён и пуст.  На нём одна встречающая меня Анна.  Анна Ивановна, как я её называю.  Идёт 1981 год.  В Польше верховодит "Солидарность".  Советским гражданам выходить в Варшаве воспрещается.  Я выскакиваю из вагона в самый последний момент, когда поезд "Берлин – Москва" уже трогается.  Проводник не успевает среагировать…

далее



... Мороз Якутии пробудил новый жар в его человеческом сердце...

В. Зак   


Об Офелии и Гранте

Пометки на полях одного телефонного разговора

Грант слушает музыку (дружеские шаржи О.Туйск)



Мне довелось не долго общаться с Грантом Арамовичем Григоряном, но след от этого общения сохранился на всю жизнь.  А музыка его жива для меня и сегодня – почти полвека спустя.  Я давно хотел написать эссе о Гранте.  Володя же Зак – его друг и соученик – был для меня бесценным источником информации.

Грант извиняется (дружеские шаржи О.Туйск)

Вот и в тот раз вспомнили в разговоре Гранта и я спросил Володю о грантовой привязанности к их сокурснице Офелии Туйск.  Володя заметно оживился, а у меня спонтанно возникла мысль записать его рассказ на магнитофон.  Я прервал Володю на полуслове и сказал, что настрою магнитофон и тотчас перезвоню.  И перезвонил...



далее


Центральная музыкальная школа в воспоминаниях:
Сб. статей, эссе и интервью. 2-е изд. — М., 2010., с. 72-78.



Bunte Blätter:

Из школьных воспоминаний

Bunte Blatter

Обложка воспоминаний о ЦМШ

«Bunte Blätter», «Пёстрые листки»…  Вспоминая о школе, я почему-то слышу начало этого шумановского фортепианного цикла.  Может быть потому, что Шумана так любил мой первый ЦМШовский педагог Абрам Владимирович Шацкес.  Любил играть сам и любил давать своим ученикам.  Эта любовь словно передалась по наследству.  А ещё потому, что картинки школьной жизни, сохранённые памятью, непроизвольно складываются в вольную череду разнохарактерных эпизодов…

далее


Экспедиции



Краткий отчёт о фольклорной экспедиции в Якутскую АССР
в сентябре-октябре 1966 года


Целью поездки являлся сбор фольклорных материалов в Алексеевском (в недавнем прошлом — Таттинском) районе ЯАССР.  Помимо этого некоторое количество народных песен было записано в городе Якутске и во время кратковременной поездки в Мегино-Кангаласский район.  Все записи производились с помощью магнитофона «Репортёр-3»…

…В результате экспедиции была произведена глубинная разведка, показавшая целесообразность и необходимость последующих музыкально-фольклорных экспедиций в Алексеевский и близлежащие районы.  Был установлен контакт с народными певцами, часть которых дала согласие на запись от них в стационарных условиях более полных и протяжённых фольклорных образцов.  В первую очередь такие записи должны быть произведены от Л.Н. Турнина (с. Ытык-Кёль), М.Г. Сорова и Е.Ф. Малышева (оба из Чычымаха).  Записи можно производить как в районном центре — селе Ытык-Кёль, доставив туда необходимую аппаратуру, так и в Якутске и в Москве.  Последнее представляется мне наиболее целесообразным и гарантирующим качество записей, которые будут иметь непреходящее значение.

далее


Документы



ВСЕСОЮЗНАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ…


Е.Новик, Э.Алексеев   

ВКНМТ (1972-2012):  Взгляды извне и изнутри

В апреле 1972 года в Союзе композиторов СССР была создана Всесоюзная комиссия по народному музыкальному творчеству.  Сейчас многое в нашей жизни до неузнаваемости изменилось.  Выросли поколения фольклористов, которым аббревиатура ВКНМТ ничего не говорит.  И потому в канун 40-летия со времени зарождения Комиссии нам захотелось вместе с участниками и свидетелями её дел осмыслить вклад, который она внесла в отечественную музыкальную фольклористику.

С этой целью мы подготовили и разослали небольшую анкету, которой была предпослана краткая преамбула…





Юрмала

далее



ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
Союз композиторов СССР
Комиссия музыки народов СССР
Всесоюзная комиссия по народному музыкальному творчеству
№ 6-7. Москва, 1976


ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

Настоящий выпуск Информационного письма подготовлен Всесоюзной комиссией по народному музыкальному творчеству СК СССР и освещает основные мероприятия, осуществленные с момента выпуска предыдущего бюллетеня (см. "Информационное письмо" № 7-8 за 1975 год).

далее



ОТЧЁТ О КОМАНДИРОВКЕ В ВЕНУ

членов Союза композиторов СССР, научных сотрудников Института истории искусств Министерства культуры СССР Э.Е. Алексеева и Г.Л. Головинского


Мы были командированы в Вену для участия в научном симпозиуме на тему "Новые типы музыкального поведения молодёжи в индустриальном обществе", который проходил с 18 по 23 сентября 1972 года.  Симпозиум был организован Международным институтом музыки, танца, театра и аудио-визуальных средств массовой информации (IMDT или MEDIACULT — Internationales Forschungsinstitut für Medien, Kommunikation und kulturelle Entwicklung)...

далее



ОТЧЁТ

и.о. зав. Сектором-лабораторией общей теории музыкального фольклора
ВНИИ искусствознания Министерства культуры СССР
Э.Е. Алексеева о командировке в США 16-24 февраля 1989 года


Основной целью командировки являлись переговоры о налаживании научного сотрудничества в области фольклора с руководителями соответствующих отделов Смитсониевского Института (Smithsonian Institution), а также с отдельными специалистами, привлечёнными к этим переговорам названным Институтом.

Помимо встреч с представителями Смитсониевского Института, во время моего пребывания в Вашингтоне состоялись беседы в фольклорном архиве Библиотеки Конгресса и в редакции журнала “National Geographic” (в связи с подготовкой статьи о тувинских экспедициях).  Кроме того, мною были прочитаны лекции о советском этномузыковедении и о теории формирования лада в Принстонском университете, и лекция о современных тенденциях развития советской музыкальной фольклористики в Университете штата Охайо (Коламбус).

далее


Письма


А.Л. Попов — Э.Е. Алексееву,
село Майя, 15 февраля 1979 года


Прими наш горячий искренний привет от земли Якутской, от родного района!  Прежде всего прошу извинения, но, поскольку я лично считаю Вас двухкровным человеком, как говорят ныне — «метисом» (конечно, шутя), то настоящее письмо будет написано на двух свободных языках!

Дьэ онон доҕор бырастыы гынарпар тиийэҕин.

Вернёмся ближе к делу...

далее



В.Л. Гошовский — Э.Е. Алексееву,
Ереван, 9 августа 1978 года


Дорогой Эдо,

Будучи 'де факто' руководителем ВКНМТ, ты тем не менее действуешь как стохастическая система:  Ты — тотально непредсказуем в своих действиях.  Вот потому и мероприятия, организованные Тобою (без моего личного участия!), имеют импровизационный характер, как, например, наш последний семинар.  Ну, так и быть…

далее



Переписка
с Аланом Ломаксом
Correspondence with Alan Lomax

Алан ЛОМАКС (Alan J. Lomax, 1915-2002) — пожалуй, самый результативный в ХХ веке собиратель и исследователь музыкальных и кинетических проявлений культуры народов мира.  Наша встреча произошла в Москве в августе 1964 года на VII Международном Конгрессе антропологических и этнографических наук.  Ломакс был первым зарубежным фольклористом такого масштаба, прорвавшим идеологический заслон советских властей…

Алан Ломакс
Алан Ломакс

далее


Фото - Pictures

Фото

Фото

Pictures

Pictures



AUDIO


Якутские песни


Весенняя закличка птиц. Амгинский улус, 1958
СOTOKO-CОТОКО


Игнатий Слепцов. Якутск, 1962
ЛЫАХ — БАБОЧКА — BUTTERFLY


Русско-якутское "Виноградье". Синск, 1990
ТРЕТЬЯ ГОРЯ


Песни других народов


Узбекистан, май-июнь 1988 года
МЕН КЫРЫМ — МОЙ КРЫМ — MY CRIMEA
крымско-татарская песня
(анонимная исполнительница)


Андижан, 1988
ЭЧКИЧИК — КОЗОЧКА
крымско-татарская песня


Янгиюль, 1988
ТОТАЙКОЙ ХОРАНЫ — ТОТАЙКОЙСКИЙ ХОРАН
крымско-татарская песня


Крымские татары в Ташкенте, 1990
КЪУРАН ХАТИМ ДУАСЫ — Молитва "КОРАН ХАТЫМ"
на арабском языке


Ташкент, 1988
ТЫМ-ТЫМ
крымско-татарский инструментальный ансамбль


Монгольская коллективная игра с пением. Гоби, 1976
Dice with singing. Gobi desert, 1976
ШАГАЙ ХАРВАХ — SHAGAY KHARVAKH


Вильнюс, 1985 — Vilnius, 1985
ЕВРЕЙСКАЯ ПЕСНЯ — JEWISH SONG


Записи с многократным наложением


Москва, "Мелодия" (неопубликованная запись)
Иван Алексеев (Хомус Уйбаан).
УТРО ЫСЫАХА, импровизация на хомусах (jaw's harps)


Москва, "Мелодия" (неопубликованная запись)
ГӨЛДӘР hИБӘhЕМ КИЛЭ! (слова Абдулхака Игебаева)
Ишмулла Дильмухаметов (голос и башкирский курай)


Москва, "Мелодия" (неопубликованная запись)
МРАВАЛЖАМИЕР — МНОГАЯ ЛЕТА!
Поликарп ХУБУЛАВА, лотбар


Москва, "Мелодия" (неопубликованная запись)
ЗЕСКВИ УЧА КУДЕЛИ ПИЧА, менгрельская песня
Поликарп ХУБУЛАВА, лотбар



VIDEO




К ВРЕМЕНАМ СНОВИДЕНИЙ
О судьбе фильма Андриса Слапиньша

Washington – Boston, август 2012 года
Съёмки:  Quin Paek, Тимофей и Жаргал Соловьёвы

…Судьба фильма не проста.  Андрис продолжал над ним работать вплоть до своей гибели от пули ОМОНовского снайпера.  И потому фильм дошёл до нас в нескольких вариантах.  Все они плохо сохранились.  Но мы верим, что "Dreamtime" ещё поработает в своём возрождённом качестве.


Фильм «Времена сновидений»


Интервью Робин Харрис



Гарвардская коллекция д-ра Алексеева
Dr. Eduard Alekseyev's Harvard Collection

Сара Адамс, Лайза Вик
Кембридж, февраль 2012 года
Съёмка Билла Харриса


Гарвардская коллекция д-ра Алексеева



О якутской коллекции в Гарвардском университете

Робин Харрис
Кембридж, февраль 2012 года
Съёмка Билла Харриса

О якутской коллекции в Гарвардском университете


Малден, май 2009 года.
Съёмка Билла Харриса

На пути к музыке

На пути к музыке


Малден, май 2009 года.
Съёмка Билла Харриса

Об экспедициях в Якутию и не только

Об экспедициях в Якутию и не только


Малден, май 2009 года.
Съёмка Билла Харриса

О судьбе олонхо

О судьбе олонхо


Из олонхо В.О. Каратаева


Москва, Козицкий переулок, 5
20 мая 1990 года
Мраморный зал ВНИИ искусствознания
Министерства культуры СССР

Василий Осипович КАРАТАЕВ

Фрагменты из олонхо

УОЛУЙА БООТУР

В.О. Каратаев. Из олонхо Уолуйа Боотур

«Толон Тойон оҕонньор аҕалаах
Эрбэлдьин Хотун эмээхсин ийэлээх
Улаан Дьаҕыл аттаах
Уохтаах күүстээх
Уолуйа Боотур»

«Старика Толона Господина отцом имеющий,
Старуху Эрбэлджин Госпожу матерью имеющий,
На буланом крылатом коне
Огненно-сильный
Уолуйа богатырь»


Видеозапись Э.Алексеева

далее




Беседа с А.Л. Поповым


Майя, Мегино-Кангаласский улус, 1990
БЕСЕДА с А.Л. ПОПОВЫМ, Майя, Мегино-Кангаласский улус, 1990

Разговоры с Гиляной Дорджиевой


Разговор первый, 30 ноября 2007 года
Съёмка Алексея Алексеева
Разговор первый, 30 ноября 2007 года


Разговор второй, 30 ноября 2007 года
Съёмка Зои Алексеевой
Разговор второй, 30 ноября 2007 года


Разговор третий, 2 декабря 2007 года
Съёмка Алексея Алексеева
Разговор третий, 2 декабря 2007 года


Разговор четвертый, 2 декабря 2007 года
Съёмка Ефима Алексеева
Разговор четвертый, 2 декабря 2007 года


Разговор пятый, 2 декабря 2007 года
Съёмка Зои Алексеевой
Разговор пятый, 2 декабря 2007 года

Мои гости

Многоствольные флейты в традиционной культуре коми-пермяков

Надежда Жуланова

Функционирование многоствольных флейт в Коми-пермяцком традиционном быту

...функционирование коми-пермяцких пан-флейт тесно связано с устройством традиционного общества, и в особенности с его половозрастным членением.  Пэляны для коми-пермяков — это исключительно женский инструмент.  Он является одним из устойчивых социокультурных знаков-маркёров полового статуса...

...О-хо-хо, сколько может дуть!  Можно её ещё замуж отдать за такого [мужика], чтобы разов пять её шаркнул за ночь… Видишь, как дуёт!...

далее


Галина Алексеева

Галина Алексеева

Сайылык Күдээрики.

Из "Воспоминаний"


Я родилась в Ытык-кёле 16 октября 1944 года, была пятым ребёнком, до меня умерли четверо — два мальчика и две девочки.  Как только я чем-то болела, все боялись, что я тоже умру, но я выжила...

далее

Зинаида Иванова-Унарова (Зина Игнатьева), искусствовед

Письмо из юности

Мы познакомились ровно 50 лет назад, в Москве в Дни якутской литературы и искусства.  Мы были студентами и однажды собрали всех нас, студентов-якутян, и сказали, что будем петь в хоре (вернее, усиливать профессиональный хор) в Колонном Зале Дома Союзов, и что с нами будет заниматься студент консерватории Алексеев.  Ты начал всех прослушивать, чтобы отобрать участников хора.  Меня ты сразу забраковал...

Зинаида Иванова-Унарова (Зина Игнатьева), искусствовед

далее

Гиляна Дорджиева

Протяжные песни на празднике Цаган Сар

Гиляна Дорджиева

Хотя в народном календаре калмыков Цаган Сар остаётся любимым новогодним праздником, обрядовые новогодние песни почти исчезли из традиционного обихода.  В 1990-х годах мне удалось сделать несколько записей от пожилых дербеток Ики-Бурульского района.  А в архиве Эдуарда Ефимовича Алексеева обнаружилось два варианта этой обрядовой песни, записанных во время экспедиции 1978 года от донской калмычки.

По ходу работы над нотировками этих песен мне хотелось следовать рекомендациям Эдуарда Ефимовича, которые он в разговоре со мной сформулировал лаконично и ёмко:  "Ориентироваться на непосредственно и без специальных усилий слышащий, а не анализирующий глаз.  Добиваться минимум двуплановости.  Убирать или задвигать в petit второстепенное.  Противопославлять выпеваемое задеваемому.  В тексте тоже разделять смыслонесущую основу и распевающие слоги и огласовки.  Не дублировать разноаспектные обозначения".

далее

М.Г. Кондратьев

М.Г. Кондратьев

Некоторые вопросы теоретической интерпретации
устных музыкально-поэтических систем

...Алексеев разработал общетеоретические вопросыраннефольклорного интонирования.Шейкин сумел обобщить данные по большинству известных культур Сибири и нарисовать широкую общесибирскую картину.Ими, а также плодотворно работавшим в Новосибирске В.В. Мазепусом (последний, в частности, сформулировал концепцию сибирского музыкально-культурного союза— сибирской метакультуры, нацеливающую исследования на цивилизационный уровень), фактически созданаметодология,позволяющая значительно более адекватно, нежели предшественники, проникнуть в специфические свойства интонационных культур Северной Сибири...

далее

Нина Герасимова-Персидская

Нина Герасимова-Персидская

ТИХОЕ ДЫХАНИЕ
О переживании времени у Валентина Сильвестрова


В неохватном море современной музыки (как творчества и как звучащей среды) возникла своя область музыки особого смысла и очарования.  Она становится сферой созерцания, тишины, наслаждения светлой печалью ностальгии и радостью внезапных озарений.  В этой музыке разлита проникновенная душевность интонаций, господствует "лёгкость дыхания" тихого произнесения, стремление и слушателя, и композитора всё время возвращаться к былому.  В ней преобладает пребывание над направленным движением, неспешность — над устремлённостью...

далее

Наталья Миронова

ТОЙОН БУОЛАР АЛГЫС



Наталья Миронова

Көрөγ Дьγ5γгγй бэттэх кγрγн мичик гын!
Хоруу!

далее

Валерий Ерохин


Музыковеду, который, будучи в высшей степени компетентным
во ВСЕХ родах музицирования,
не концентрируется на музыке артифициальной.

THE PIANO SOLO

THE PIANO SOLO


далее

Егор Романов

Егор Романов

ПЕСНЬ О ЯКУТСКОМ ЖЕЛЕЗЕ

Многое из казалось бы ушедшей безвозвратно якутской старины захватывает наше удивлённое внимание.  В том числе — секреты древних металлургов, снискавших некогда славу непревзойдённых в Сибири мастеров.  Их былая известность вдохновляет сегодня молодых энтузиастов возрождения забытого ремесла.


Один из таких энтузиастов живёт за Леной, в селе Майя.  Мечтает и многого уже достиг.  Знакомьтесь — Егор Романов, кузнец и стихотворец.

далее


ნათელა სვანიძე

გულიდან სისხლის წვეთები

СЕРДЦА КРОВАВЫЕ КАПЛИ

Blood Drops from the Heart

Монодрама на тексты Теренти ГРАНЕЛИ (1898 – 1934)


Натела Сванидзе

«Я никогда не отступала от своих принципов, не шла на компромиссы и не отказывалась от желания выражать мою личную правду в музыке в обмен на успех, известность и благополучие.  Я никогда не подделывала музыку под аудиторию, другими словами, я писала то, чего нельзя было не писать».

Натела Сванидзе

далее


    Несколько строк
          о транскультурном поэте

Чагыл МОРДИНОВ

 


У моего отца был любимый ученик.  Мой сверстник и сосед по Сергеляху — дачной местности в долине Туймаада.  Звали его Чаҕыл.  Имя, в котором мне чудится блеск молнии и вскрик дерева, в которое она ударяет.

…Но остались щемящие стихи, которые просятся на музыку.  Для меня они звучат совершенно по-якутски.  В них дышит наша с Чаҕылом родная Туймаада.

далее


Карьера её начиналась в "Канадской деревне"…

180

На сайте Katherine Harris Rick, pianist сказано:

"… Г-жа Рик дебютировала как солистка в возрасте девяти лет в Сибири, в её родном городе Якутске, победив на конкуре молодых пианистов Республики Саха (Якутия)."

Об этом и многом другом свою гостью, американскую пианистку Катерину Харрис Рик расспрашивает музыковед Зоя Алексеева.

далее





≈     Главная      Об авторе и трудах      Книги     Статьи и доклады     ≈

≈     Воспоминания     Экспедиции      Документы      Письма    ≈

                                    ≈     Фотогалерея      Аудио      Видео       Мои гости     ≈

≈     Творческие связи     ≈